Жили-были два гопника, и была у них подворотня, отданная им на кормление добрыми людьми, которым гопники — родня по таксону leningradsky, а значит достойны сэндвичей на завтрак, а не забивания камнями всем колхозом. Со временем подворотня стала оскудевать и кормила всё хуже: бутерброды ещё подавала, но только с хлебом: прозрачная хала, а на ней столь же тощий кусочек «Бородинского» в форме разжалованного в рядовые фельдмаршала Кутузова на коне, тянущем хворосту воз. Безжалостный голод — надвигался. А попрать предупреждающие знаки «Осторожно: гопники» и «Не посещайте подворотню без особой нужды, там — два гопника» нельзя — таков уговор с милостивой таксономической роднёй. Даже не уговор, потому что какие могут быть уговоры с гопниками, но неукоснительное условие, иначе — неотвратимое наказание на выбор: высылка за 101-й км, где из гопников делают покрытые воском дощечки для письма, — или осиновый кол. Оба добровольных выбора не варианты, начальник.
И оседлали тогда гопники редкого прохожего, и поскакали на нём в газетку «Новости Брайля», и дали в ней за счёт вьючного прохожего объявление: «Вот чего, пацаны и глупые бабы: вы давайте, заглядывайте к нам в подворотню №666, милости просим, горячий чай не с сахарином, но рафинадом и баранки — всегда».
Чай-рафинад-баранки — приманка-кладезь: повалили люди и раскосые гости города. Сначала стояли, как в зоопарке, толпой на входе и пялились, показывая пальцами на изощрявшихся от близкого голода гопников, и чем искуснее изощрение, тем дальше вытягивается указательный перст, почти касается гопника, — а не укусишь: глупый долгий палец не из подворотни указывает — из хорошо вспаханной нейтральной полосы, засеваемой гопниками коноплёй для личного офонарения в совсем уж тощие дни с нелепой добычей вроде густозубой расчёски с длинным мечтательным женским волосом цвета морской волны. Фетюки всматривались, а гопники выворачивались наизнанку: раскочегаривали самовар хромовым фельдмаршальским сапогом, ходили колесом и вприсядку, заголялись для показа выдающихся наколок и читали взахлёб Лермонтóва, взахлёб на спор и по заказу бесплатных зрителей: они строчку из цитатника — а гопники продолжают её на память и без запиночки до конца строфы или даже стишка. «Да заходите же, сволочи, — кричат до срыва горла гопники на своём, чухонском и путунхуа. — Кипяток ошпаривающий, чай морковный, рафинад кубический, стакан гранёный, подстаканник из скорого «Воркута — Воркута», ложечка из Зимнего дворца, баранки круглые, а цена красная: золотой зуб. Проверьте, есть ли у вас золотые зубы, и — милости просим развлекаться».
После Лермонтóва целыми страницами жители и гости наконец-то повадились захаживать к чаю, не жалея блескучих зубов. Жисть стала налаживаться; голод начал отступать; нáшесть и безотчётное любопытство снова стали дороже драгметаллов и отнятых телефончиков.
.
Повалили, повалили добрые, открытые люди.
И вместе с ними настолько самарянские, которым вообще ничего не жалко: стоит один такой в подворотне весь заточками не до смерти исколотый и улыбается мартышкой до годика, готовой к съедению без наркоза и по частям, и кем — гостеприимными бонобо-сродниками, предлагающими прежде испить чаю. Золото не в зубе, но в слитке — при нём: «Возьмите же, а чая не надо»; впрочем, пьёт, нахваливая: «Что-то я замёрз, согреться бы. Бараночки — хороши. Рафинад отменно кубичен». Впрочем, всё-таки не за так, не за золото в слитке и тычки́ заточками на радость гопникам:
«Давайте так, мальчики, — говорит: — Я окачу себя бензином на людной улице, вспыхну, а вы не дадите ментам и добрым людям меня потушить, хорошо?»
«Плохо, — возмущаются гопники. — Мы гопники, а не соучастники всякой герники».
«Помилуйте, — убеждает их странный человечек, — я же всё сам: сам обольюсь, сам запалю, сам сгорю и сам оставлю после себя исчерпывающую объяснительную, в которой вас как раз восхвалю».
«Не пойдёт, — отнекиваются гопники, — и цимес смутен, и гешефт не назван, и из гоп-гильдии попрут, ибо сказано в нашей скрижали: “Восхваливший тебя лукавит, потому как недостоин ты аллилуйщины, ибо гопник ты, а не розовый пупс, ещё не успевший покрыться угрями и натворить дел. Восхваливший тебя врёт как сивый мерин, а значит — хуже тебя, а значит — плюй на него, повалив его ногами наземь”, а также: “Поверивший в свою хорошесть предаёт гопничество, за что изгоняется из гильдии *саными тряпками, имея впредь неясные жизненные перспективы лоха-и-фраера”. Нет, дядя, увольте. И, кстати, имя-то ваше, дядя, каково?»
«Не суть, мальчики, — отвечает чудаческий человечек. — Имя моё узнаётся по делам моим, но вслух произносится только избранным, приёмным сыночком… Про, гм, цимес сейчас поведаю, а, гм, гешефт таков: сколько золота вам надо за названную услугу? самосвал? Вечером же пригоню и свалю в подворотне. Идёт, пацаны? Готовьте авоськи и пазухи».
«Не. Ни за что не променяю нáшесть на презренное, — говорит Васька Кривой и режет человечка отточенным обрезком штыря, кажется, насмерть. — Простите, дядя. Это я так, от соблазна подальше».
«Кажется» — хорошее нашеслово: Васька Прямой, другой гопник, сказав: «Идёт, дядя», выхаживает человечка с заскоком до его отмашки: «Всё, Васенька, хватит; уж теперь-то я подниму канистру и приму бензиновый душ», а заодно узнаёт цимес: «И станешь ты полуплотью от плоти моей, и называться будешь приёмным сыном, ибо бессеребряно выполнишь мою вздорную, не до конца понятную тебе бензиновую просьбу… По рукам, Васенька?»
«Уже сказал, дядя. Хоть и сдуру: ляпнул, а не воротишь. Ментов с доброхотами отгоню, пока пылаете».
«Вот и славно. Все железки мира, выкрашенные под золото, — теперь твои. Растратить их невозможно, а тратить дóлжно, и ты будешь дарить их щедрой рукой для искоренения гопников. Не забыл ещё Ваську Кривого, дружка своего? Как только сгорю — марш в подворотню с Кривым и Косым, его новым напарником, договариваться».
«А если пырнут?»
«А пырнут — так что же? Стерпишь».
«А это больно?»
«По-разному».
«А если насмерть?»
«И насмерть бывало».
«И что тогда?»
«Другого приёмыша найду».
«А золото, батя?»
«Зачем тебе тупое крашеное железо, если есть нож?»
Питер Брейгель. «Гопники чаёвничают» (2024). Холст, масло.
Питер Брейгель. «Гопники, поджидающие жертву» (2024). Холст, масло.