Едва родившийся уже торчит у зеркала: мама, папа, шампанское и ошалевший от земных воздуха и притяжения бутуз смотрятся в, гримируют неудачные места, бреются, стригут портновскими ножницами густые брови, учатся улыбаться, хохотать, как клоун Карандаш, и дружно кричать магическое слово «сыр», которое делает последующую фотокарточку если не ведовской, то целительной: прикладывая её к глазам до конца жизни, можно не только выжить, но и стóит выживать. А крикни телефону: «Голландский», — и всё насмарку: всё счастливое трио со снимка спивается до сорока, сорока и двадцати; или записывается на войну, где из него в первый же полтавский день соорудят полтора метра бруствера, из которого будет торчать немытый ствол мосфильмовской трёхлинейки. Перепуганные июньские птицы пристывают к небу, а Мазепа накладывает в шаровары по ревматические колени.
Едва родившийся любуется в зеркало с восхищённым криком «агу». Гравитация клонит звуковую волну из зубастого рта долу, но прежде тухлый воздух разносит её по окрестностям. Так рождается самум. Так рождаются изрядные всходы, которые собирают семь раз в год. Так рождаются дожди, питающие агу-поля. Из свежесжатых агу и кварцевого песка из муховнинского карьера «Сказка» льют стекло; на амальгаму в пять смен пашет полуночный Норильск; Внутренний Улан-Батор берёт эти стеклянные овалы в правую и левой наносит на них беличьей кисточкой амальгаму, — и семь миллиардов карманных зеркал отправляются в магазины планеты. Для помещиков и капиталистов шевелящие бантичными губками отражения украшены многогранными адамантами; для всех остальных они несколько кривы: карлики видят в зеркалах долгие европейские лица с дворянскими родинками и чертами, угрюмые — африканские улыбки, бесшабашные — парламентскую серьёзность, воины — неминуемую смерть, ибо только смерть заставляет их подчистую вырезать сёла и пгт.
Так рождаются снега, так налетают метели, так наступает Царь-Зима.
На этом зеркала зашторивают, замазывают грязью в три слоя, бьют о головы, бьются в них головами, выбрасывают вниз на едва родившихся, летящих на стройных ножках с ледяной горки. Так возникают менингит и скарлатина. Так появляются тоска и ртутный градусник. Так занавешивается Луна и запрещается Солнце. Из СНИПов исчезают дома с окнами, а стены новостроек теперь облицовывают толстыми свинцовыми плитами, которые до поры удерживают альфа-частицы.
Ибо кто-то так и не отошёл от зеркала, так и не занавесил его, так и не разбил его кулаком. Я назову его так грубо, как только умеют в Серпухове: Одна Падла, но это, конечно, преувеличение, надо бы Одно Ничто, но ваша… наша благословенная газета воспротивится и поправит сначала на Одну Сволочь, а потом, после моих демаршей и выкобениваний, на Одну Пустоту.
Так, в полной темноте — друге полной X- и Y-хромосом молодёжи — слепнут уже четырнадцать миллиардов.
Сколько-сколько нужно диоптрий среднему плоскоземельному землянину, чтобы рассмотреть своё отражение в разбитом зеркале в комнате без окон и карманного фонарика?
И с этим, дорогие кроты, нужно что-то делать.
И: зачем вам зеркала, если вы слепы?
Ваш среднерусский корреспондент Бодхидхармов (по телефону).
.
Я диктую это машинистке «Новостей Брайля», чья собака-поводырь зовётся Гомером.
Это непросто. Сначала я снимаю трубку с телефона, на диске которого есть не только цифры, но и русские буквы, и долго-и-нудно, на разные голоса зову оператора. Иногда оператор находится: «Оператор», — выпевает оператор томным драматическим сопрано. «Барышня, — заискиваю я, — помогите инвалиду, соедините с газеткой для слепых, но духом ещё не павших, которые пробавляются по такому-то номеру». — «Соединяю, Ваня, — говорит оператор. — Ваня, вы в варежках пишете свои статейки?..»
.
«Мы получили свежий социопатический отчёт, — обычно говорит мне машинистка. — Тебе интересно? Короче, ни одна новость вот уже четверть века, то есть при этом козле, не дочитывается до конца: в) из-за мигреней, возникающих на первых двух строчках; б) от невыносимой скуки новости; а) из-за неумения читать. Ты знал?»
Газета замечательная: машинистка отняла у кого-то тонну старых газет и в одну из вылазок отбила у АI-дальнобойщиков ротапринт, умеющий печатать на Брайле (фуры мчались, но она на всём скаку…).
«В конце концов они научатся читать, — говорю я. — Главное не сдаваться, печатать и печатать». — «А ещё распространение: вот бы суметь подсовывать под каждую сущую дверь». — «Это да».
Это тоже непросто: тридцать тысяч курьеров, разносящих «Новости Брайля» подписчикам и просто так, угрожают редакции, что без казённых болотных сапог они переметнутся на «Телерадио Брайля». Сапоги — вот настоящий вызов нашего тёмного времени: нечистоты выбрасываются в домовые отдушины, и скоро они достигнут высоких этажей. Сапоги и, конечно, лодки. А вёсла всё-таки необязательны.
«Обожаю твои юморески, Бодхидхармов. Они скрашивают». — «Целую твои корифейные ноги, шэф. Кстати, чем ты кормишь своего поводыря?» — «Да чем придётся. У меня тоже есть кстати, Бодхидхармов: ты заметил, что мы постепенно перестаём понимать дурнотные запахи?» — «И уже перестали заметать свои кучки задними лапами».
Она, по её словам, ставящим все точки над «и», ещё не перестала, но уже подумывает. «Затопят гаррада-а-а…» — запевает она. — «…помои из акна-а-а…» — подхватываю я.
Никаких окон, впрочем, нет. Врёт старинная народная. Давно не нужны.
Питер Брейгель. «Слепой писатель диктует текст по телефону» (2024). Холст, масло.
Питер Брейгель. «Слепой почтальон разносит газеты по небоскрёбам» (2024). Холст, масло.