У каждого грибника есть своя долговременная огневая точка. В доте есть узкая и короткая кровать с панцирной сеткой. Детсадов теперь нет, а разборные кровати — вот они. Под кроватью есть музейные тапочки. Музеи кончились, а тапочки нет. В тапочках есть тепло ног последнего вглядывателя в «Зеленя́». Вглядыватель (это точно, не слухи) пытался оторвать от «Зеленей» часть поля, хотя бы борозду, но прилетела ракета; тепло его ног в рукодельных турецких кроссовках «Асикс», передавшееся тапочкам, согреет всех грибников, которые остановятся в этом доте.
Многоаршинный бетон пола выкрашен жёлтым. Жёлтый не пугает — настораживает: «место для кровати», «место для тапочек», «для кресел для внезапного отдыха» (синемá теперь нет, и целый ряд неразъёмных кресел в деле), «пространство для русской печки». Трубы, впрочем, нет — дым демаскирует, а дрова ещё растут, так что или, нарубив, угорай, или мёрзни. «Место для шуб» тоже есть: дам теперь нет, а шуб хоть обогрейся, свалены щедрой рукой в положенном чертежом месте. Чернобурка самая милая сердцу.
Фронтовое радио «Хорошо теперь» передаёт песню «Валенки» (других пластинок у радио нет — все отданы дотам). На полу на надписи «обувь, бесплатно», по проекту, всегда должны стоять подшитые валенки с галошами. В этом доте их нет, только ряды вьетнамок и высокодамских туфель-шпилек.
Если грибник баба (что бы это теперь ни значило), на полу есть надпись «мужик». Если грибник мужик (обычно с бородой, морду не пудрит) — положено напоминание «баба», о котором часто забывают, но тут оно есть. Вот почему к грибнику иногда заглядывает грибник баба, которая, постояв на своём месте время, потом целый час сидит верхом на грибнике, а тот только постанывает на своей кроватке из ясельной группы. В такие моменты громкоговоритель, которым обеспечен каждый дот, озадаченно спрашивает: «От внезапной острой боли или от страсти (что бы это теперь ни значило)? Если от боли — промолчите, и мы пришлём ближайшего к вам грибника на помощь. Если от страсти — кричите: “Да”. Третий вариант ответа будет расценен как внешний шум».
Еды теперь нет, но космическая осталась, и надпись тоже предусмотрена: на «еде» стоит полка с коробкой, в которой лежат три тюбика: один с зубной пастой «Поморин», а два — со свининой на вертеле, но кушаньки нельзя, это — НЗ «На случай ошеломляющего удара противника». Ничего, грибы тоже пища.
Грибы теперь жирные: мясо кончилось, а грибы начались. Когда мицелий проникает в грибника, обоим открываются тайные знания: грибницу выворачивает, — столько горечи нет даже в суглинке, а грибник посвящает всё молниеносное семидневное лето сушке грибов. В начале зимы он непременно выбежит на лыжах на рынок и прикончит всех негрибников, позарившихся на его пахучие грибозаготовки. Другие грибники будут загадочно улыбаться, но помалкивать: их сушёные бледные не хуже.
Вонь терпимая: помогает отдушина, которая заносит в дот жалобный щебет оставшихся птиц, шёпот раненых, брошенных в полях, и звуки взрывов в стольном граде, — и выгребная бочка, стоящая на «месте для ведра для ночного золота», уже не кажется чем-то невыносимым.
Книг теперь нет, только случайные страницы из «Улисса» и «Вишнёвого сада», которые наколоты на гвоздь, вбитый в стену подле места для уединения. Чтение, что бы о нём теперь ни говорили, порой скрашивает, если, конечно, не забыт навык.
«Место для танцев!» (именно так: с зажигательным восклицательным знаком) — это целый стеллаж с, должно быть, зажигательными танцевальными грампластинками. Тут можно приплясывать под песню «Валенки», которую безостановочно крутит фронтовое радио «Хорошо теперь», потому что пластинки — на полочках, а запускать их не на чем: все проигрыватели вымерли ещё до грибников, прифронтовых лесов и дотов.
.
И вообще, на полу много чего написано. А вот деревьям уже кажется, что доты были всегда, как и ломающие их лучшие сучья парашютисты, которые падают с неба вместе со снегом. Деревьям теперь чаще больно, чем весело: парашютисты, барахтающиеся в кронах, расстреливают их из пистолетов и распиливают ножовками, только бы свалиться в беспамятстве на землю. Деревьям всё меньше хочется тянуться и разбрасывать ветви, но они делают это через силу, вспомнив, что когда-то их молодые побеги кормили вечно голодных коров. Может быть, это время ещё вернётся?..
.
Ни своих, ни чужих теперь нет, зато есть парашютисты.
Если вьюга такова, что пули, вылетев из ружья, теряют след и уносятся прочь, грибник зазывает упавшего парашютиста к себе, произнося на ломаном родном слова «яйки», «млеко» и «баба». Суп с сушёными грибами закипает на плитке. «Сметаны, прости, нет, но и без неё — объедение». Это правда. «Прости, баба придёт позже». Придёт, конечно, ибо одному такую тушу из дота не выволочь.
Если же парашютист не промах, в доте поселяется новый грибник.
.
Прифронтовые леса всюду. Грибники повсеместны. Влюблённых нет, но дотов хватает.
«Хорошо теперь. Ваше любимое фронтовое радио передаёт для всех влюблённых песню “Валенки”».
Питер Брейгель (по мотивам Зинаиды Серебряковой). «Зеленя» (2024). Холст, масло.
Питер Брейгель. «Парашютисты летят!» (2024). Холст, масло.